Автопроизводители выступили с инициативой ограничить импорт автомобилей для частных лиц

Автопроизводители России требуют реформы утильсбора для повышения прозрачности Объединение автопроизводителей России (ОАР), в которое входят крупнейшие игроки рынка, направило обращение в Минпромторг с просьбой изменить текущую систему начисления утилизационного сбора на автомобили. Основная причина инициативы – необходимость борьбы с «серым» импортом автомобилей, оформляемых на физических лиц. Согласно информации от Интерфакса, обращение содержится в письме к министру промышленности Алиханову и связано с устаревшей методикой, установленной в постановлении правительства №1291 от декабря 2013 года. Провайдеры настаивают на том, чтобы систему утильсбора привязывали к технической характеристике – мощности двигателя, а не к его объему, что более адекватно отражает реальную картину на рынке. Один из примеров, описанных в обращении, демонстрирует, что утилизационный сбор для бюджетного седана Changan Alsvin (1,48 л, 1,85 млн руб.) составляет 677,4 тыс. руб., что аналогично сбору для более дорогого BMW X3 (1,99 л, 8 млн руб.). Это создает неравные условия для разных сегментов рынка. Кроме того, ОАР выражает обеспокоенность, что льготный режим для физических лиц, при котором сборы составляют 3400 и 5200 рублей в зависимости от возраста автомобиля, приносит больше вреда, чем пользы, способствуя увеличению серого импорта. Доля таких автомобилей значительно выросла в последние годы: в 2025 году она достигла 50-70%, что угрожает целостности рынка и приводит к убыткам федерального бюджета из-за уклонения от уплаты более высоких сборов для юрлиц.